Об утверждении федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации"

В соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N12, ст.1383) приказываю:

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N154)

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации".

2. Признать утратившими силу:

Приказ Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 1999 г., регистрационный N1778);

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 г. N19 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. N375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 1999 г., регистрационный N1854);

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 14 сентября 1999 г. N53 "О введении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30.12.98 N375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 1999 г., регистрационный N1918);

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 12 ноября 1999 г. N105 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. N375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2000 г., регистрационный N2069).

3. Исключен. - Приказ Минтранса РФ от 23.12.2005 N154.

 

Министр

С.ФРАНК

 

 

 

Утверждены

Приказом Минтранса России

от 4 февраля 2003 г. N 11

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

"СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТАМ КОММЕРЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. В целях настоящих Федеральных авиационных правил применяются следующие основные термины, определения и сокращения:

Авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения (статья 52 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации)).

Аэропорт базирования - аэропорт, заявляемый при обязательной сертификации в качестве постоянного места базирования воздушных судов заявителя (эксплуатанта), имеющий обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Инспекционная проверка объекта ГА - оценка соответствия заявителя (эксплуатанта), осуществляемая с целью установления соответствия заявителя (эксплуатанта) сертификационным требованиям.

Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что эксплуатант продолжает соответствовать сертификационным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Информационная система "Воздушный транспорт Российской Федерации" (ИСВТ) - распределенная компьютерная система, предназначенная для обеспечения процедур сертификации и инспектирования эксплуатантов в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации.

Испытательная лаборатория (центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Комплексное заключение по сертификации заявителя (эксплуатанта) (далее - комплексное заключение) - заключение органа по сертификации эксплуатантов, составленное по результатам обязательной сертификации и содержащее оценку соответствия заявителя (эксплуатанта) сертификационным требованиям.

Необходимая документация - документы, представляемые заявителем (эксплуатантом) в орган по сертификации эксплуатантов в качестве приложения к заявке, включающие заключенные договоры аренды (лизинга) воздушных судов, договоры на обеспечение полетов и выполнение технического обслуживания, а также данные по персоналу эксплуатанта, воздушным судам, обязательному страхованию, документы, используемые заявителем (эксплуатантом) при организации, производстве и обеспечении полетов, которые в соответствии с требованиями настоящих Федеральных авиационных правил (далее - Правила) являются объектом контроля органа по сертификации эксплуатантов.

Орган по сертификации эксплуатантов (далее - орган по сертификации) - организация, проводящая сертификацию эксплуатантов гражданской авиации.

Пономерная документация - документация, предназначенная для оформления годности каждого воздушного судна к полетам, учета наработки и технического состояния воздушного судна (двигателя, комплектующего изделия), которая действительна только для данного экземпляра авиационной техники, зарегистрированного на заводе-изготовителе под определенным номером.

Сертификат соответствия (далее - сертификат эксплуатанта) - документ, выданный по правилам Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям (приложение N 1 к настоящим Правилам).

Условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов - комплекс условий, подлежащих обязательному выполнению эксплуатантом, включающий в себя элементы организационно-штатной структуры, процедуры, ограничения и документацию, связанные с организацией, производством и обеспечением полетов.

Участники обязательной сертификации в ССГА - специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, Центральный орган Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, органы по сертификации, центры по сертификации, испытательные лаборатории (центры), заявители.

Центр по сертификации эксплуатантов (далее - центр по сертификации) - аккредитованная в установленном порядке организация, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, проводящая по поручению органа по сертификации оценку соответствия заявителей (эксплуатантов) требованиям нормативных документов.

Центральный орган Системы сертификации в гражданской авиации - орган, возглавляющий ССГА.

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Эксплуатационные спецификации - приложения к сертификату эксплуатанта, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов (приложение N 2 к настоящим Правилам).

2. Настоящие Федеральные авиационные правила устанавливают сертификационные требования для эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и процедуры сертификации заявителя, продления срока действия сертификата эксплуатанта и внесения изменений в условия эксплуатации и/или обеспечения полетов воздушных судов.

3. Сертификат эксплуатанта выдается на срок до двух лет.

Сертификат эксплуатанта не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не может быть передан одним юридическим (физическим) лицом другому.

4. Эксплуатация гражданских воздушных судов в коммерческих целях гражданином или юридическим лицом, не имеющим действующего сертификата эксплуатанта, не допускается.

Эксплуатация гражданского воздушного судна для выполнения полетов осуществляется в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях.

5. Эксплуатанты при наличии других объектов, подлежащих обязательной сертификации, проходят сертификацию в соответствующих органах по сертификации объектов гражданской авиации Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА). Сведения о наличии сертификатов указываются в заявке на сертификацию эксплуатанта, необходимой документации и в эксплуатационных спецификациях.

По просьбе заявителя сертификация объектов, подлежащих обязательной сертификации, может быть совмещена с сертификацией эксплуатанта. В этом случае порядок деятельности соответствующих органов по сертификации определяет Центральный орган ССГА.

6. Каждому эксплуатанту выдается подлинный экземпляр сертификата эксплуатанта.

Копия сертификата эксплуатанта хранится в органе по сертификации. Копия сертификата эксплуатанта, являющаяся судовым документом, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью в установленном порядке.

 

II. ОБЩИЕ СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

7. Заявитель (эксплуатант) имеет организационную структуру, воздушные суда (на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

8. Заявитель (эксплуатант) для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Настоящее требование соблюдается в течение срока действия сертификата эксплуатанта.

В качестве резерва не рассматриваются воздушные суда, арендуемые по договору аренды воздушного судна с экипажем, и воздушные суда, работающие за рубежом по контрактам.

Воздушные суда эксплуатанта оборудуются в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов, а авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет необходимую квалификацию и подготовку.

9. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов, оперативного управления и контроля полетов воздушных судов, подготовки авиационного персонала.

Требования к производственной базе и ее оборудованию определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.

Заявитель (эксплуатант) обеспечивает выполнение работ по оценке оформления пономерной документации.

10. Заявитель (эксплуатант) подтверждает наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных воздушных судов и качества предоставляемых услуг, а также для организации подготовки авиационного персонала.

11. Заявитель (эксплуатант) организует и осуществляет обеспечение полетов в установленном порядке.

12. Заявитель (эксплуатант) организует выполнение следующих видов обеспечения полетов:

техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;

обработка и анализ полетной информации, в том числе в оперативном режиме с передачей результатов, включая координатную информацию эксплуатанту в реальном масштабе времени;

обеспечение организации перевозок и/или авиационных работ;

медицинское обеспечение полетов и медицинское освидетельствование авиационного персонала;

организация воздушного движения;

штурманское и аэронавигационное обеспечение;

обеспечение горюче-смазочными материалами;

подготовка персонала;

услуги по обеспечению полетов службами аэропортов, включая:

обеспечение авиационной безопасности;

обеспечение стоянки (парковки) воздушных судов;

обеспечение посадки и взлета;

обслуживание пассажиров, грузов и почты;

поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

метеорологическое обеспечение.

13. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.

14. Положения руководства по производству полетов, руководства по организации технического обслуживания и руководства по качеству эксплуатанта должны:

соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям и правилам любого другого государства, в воздушном пространстве которого планируются полеты;

содержать полные и подробные описания процедур организации, производства, обеспечения полетов и технической эксплуатации воздушных судов;

регламентировать деятельность авиационного персонала эксплуатанта.

Инструктивные материалы руководств излагаются четко, ясно и не должны допускать двойного толкования.

Положения других документов эксплуатанта, не представляемых в орган по сертификации для рассмотрения, не должны противоречить требованиям названных руководств.

15. В руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству вносятся изменения и дополнения при:

изменении условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов;

введении в действие в области гражданской авиации новых нормативных актов либо внесении изменений в действующие нормативные акты, регулирующие деятельность гражданской авиации.

Эксплуатант включает в руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания необходимые дополнения по требованию органа по сертификации.

16. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и своевременно доводит требования положений руководств (в том числе при внесении изменений и дополнений) до персонала эксплуатанта для их изучения и принятия к исполнению.

Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие на борту воздушного судна необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации технического обслуживания в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном воздушном судне.

17. Перечень структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру заявителя (эксплуатанта), включает:

летную службу;

инженерно-авиационную службу;

производственно-диспетчерскую службу, имеющую в своем составе подготовленных сотрудников по организационному обеспечению полетов (диспетчеров);

инспекцию по безопасности полетов;

службу авиационной безопасности;

службу организации перевозок и/или авиационных работ;

службу бортпроводников;

медицинскую службу;

службу аэронавигационной информации;

службу охраны труда (лицо, ответственное за состояние охраны труда).

Положение о службе, осуществляющей обеспечение оперативного контроля за производством полетов воздушных судов, и должностные инструкции персонала разрабатываются эксплуатантом и являются составной частью руководства по производству полетов.

Допускается обеспечение мер авиационной безопасности на договорной основе с сертифицированной организацией при отсутствии в структуре эксплуатанта службы авиационной безопасности.

Допускается организация медицинского обеспечения на договорной основе с сертифицированной организацией при наличии в штате эксплуатанта врача, осуществляющего контроль соблюдения медицинского обеспечения полетов и санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации.

Служба бортпроводников может не входить в организационную структуру эксплуатантов, использующих для коммерческих пассажирских перевозок и/или для выполнения авиационных работ воздушные суда, на которых в соответствии с руководствами по летной эксплуатации типов воздушных судов разрешена перевозка пассажиров без бортпроводников или грузов без бортоператоров.

Эксплуатант имеет службу аэронавигационной информации или назначает ответственное лицо, если обеспечение аэронавигационной информацией осуществляется по договорам со сторонними организациями.

Эксплуатант обеспечивает использование ИСВТ для информационной поддержки процедур сертификации.

18. Эксплуатант принимает на работу руководящий персонал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Эксплуатант предусматривает в штате должности руководящего персонала, ответственного за:

соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов;

соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов;

обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов;

организационное обеспечение перевозок и/или авиационных работ;

обеспечение авиационной безопасности;

организацию обеспечения безопасности полетов;

управление качеством.

19. При проведении работ по сертификации орган по сертификации рассматривает соответствие персонала установленным квалификационным требованиям с учетом обязательной аттестации (в том числе по ранее занимаемым должностям) должностных лиц, занимающих следующие (равнозначные им по функциям) должности:

руководитель;

заместитель руководителя по организации летной работы;

заместитель руководителя по инженерно-авиационному обеспечению;

заместитель руководителя по качеству;

руководитель летного подразделения;

главный (старший) штурман, отвечающий за организацию штурманского и аэронавигационного обеспечения полетов;

заместитель руководителя начальник инспекции по обеспечению безопасности полетов;

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)

заместитель руководителя по авиационной безопасности;

заместитель руководителя (сотрудник), ответственный за организацию перевозок и/или авиационных работ;

сотрудник, ответственный за обеспечение оперативного контроля, организации, планирования и выполнения полетов;

руководитель авиационно-учебного центра (при наличии у эксплуатанта авиационно-учебного центра);

руководители других служб и подразделений, выполняющих функции по организации, производству и обеспечению полетов, связанные с обеспечением безопасности полетов.

Если в структуре эксплуатанта имеются должностные лица, в подчинении которых находится вышеуказанный руководящий персонал, то эти должностные лица также рассматриваются органом по сертификации на соответствие установленным квалификационным требованиям.

Должностные инструкции указанных руководителей (специалистов) приводятся в руководстве по производству полетов.

Эксплуатант в течение 10 дней с момента назначения нового лица на любую из вышеперечисленных должностей уведомляет орган по сертификации.

20. Авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) должен иметь соответствующую квалификационным требованиям специальную подготовку и квалификацию, подтвержденную действующими свидетельствами (сертификатами) и другими документами с необходимыми квалификационными отметками и допусками, выдаваемыми в установленном порядке.

Эксплуатант обеспечивает непрерывное повышение квалификации, профессиональную подготовку авиационного персонала.

21. Заявитель (эксплуатант) принимает на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации летный состав, образующий экипажи воздушных судов, в количестве, достаточном для выполнения заявленной программы полетов эксплуатанта, и инженерно-технический состав для организации и выполнения технического обслуживания воздушных судов.

22. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает условия труда персонала, соответствующие требованиям нормативных актов по охране труда, разрабатывает и осуществляет организационные и технические мероприятия по их соблюдению.

Функциональные обязанности руководящего персонала по охране труда определяются в соответствующих должностных инструкциях.

23. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает систему качества и назначает руководителя по качеству.

Руководитель по качеству подчиняется непосредственно руководителю эксплуатанта.

24. Заявитель (эксплуатант) организует систему получения, доведения до своего персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности, которая рассматривается органом по сертификации на соответствие установленным требованиям.

Эксплуатант обеспечивает периодическую проверку своей деятельности силами собственного аттестованного инспекторского персонала, прошедшего обучение по программам подготовки государственных инспекторов.

25. Заявитель на получение сертификата эксплуатанта разрабатывает бизнес-план, содержащий обоснование возможности выполнения планируемой программы полетов в течение 24 месяцев и обеспечения покрытия расходов на ее выполнение без доходов в течение трех месяцев от начала работы.

26. Заявитель (эксплуатант) в зависимости от характера заявляемой деятельности обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Заявитель (эксплуатант), подающий заявку на выполнение полетов по международным воздушным линиям и авиационных работ за рубежом, обеспечивает надежные каналы связи с каждым воздушным судном для оперативного управления перевозками или авиационными работами. Связь с воздушными судами может обеспечиваться эксплуатантом самостоятельно или по договору с организацией, имеющей сертификат на выполнение соответствующих работ.

28. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации (статья 113 Воздушного кодекса Российской Федерации).

29. Заявитель (эксплуатант) для получения права перевозки опасных грузов обеспечивает наличие:

ответственного специалиста, имеющего документ, подтверждающий уровень квалификации по перевозке опасных грузов, а также наделенного правами принимать решения от имени эксплуатанта о допуске (отказе в допуске) к воздушной перевозке опасных грузов и об условиях их перевозки в зависимости от класса (категории) опасных грузов;

пилотов, бортовых инженеров, операторов, проводников, имеющих документ на право перевозки опасных грузов;

воздушных судов, в которых багажно-грузовые помещения отвечают требованиям норм летной годности и позволяют осуществлять перевозку опасных грузов.

30. Заявитель (эксплуатант) для выполнения конкретных видов авиационных работ обеспечивает наличие:

воздушных судов, предназначенных и оборудованных для выполнения заявленных видов авиационных работ;

персонала, допущенного к выполнению заявленного вида авиационных работ;

сертифицированных технических средств для выполнения заявленного вида авиационных работ;

инструкции по выполнению авиационных работ.

31. Заявитель (эксплуатант) для выполнения авиационных работ организует собственными силами или по договорам:

техническое обслуживание и ремонт технических средств для выполнения авиационных работ в соответствии с эксплуатационной документацией;

технологическое обеспечение авиационных работ.

32. Эксплуатант организует, самостоятельно или по договорам с сертифицированными организациями, загрузку воздушных судов в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией.

Загрузка и центровка воздушного судна с отклонениями от предельно допустимых значений являются нарушением требований действующих нормативных документов и международных стандартов в части обеспечения безопасности полетов. Подобные нарушения могут служить основанием для приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта.

33. Эксплуатант создает условия для проведения в установленные сроки расследования инцидентов и авиационных происшествий, а также для исследования отказавшей авиационной техники в целях предупреждения авиационных происшествий.

34. Персонал эксплуатанта, участвующий в расследовании авиационных происшествий, должен иметь соответствующую квалификацию.

35. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает программу обеспечения авиационной безопасности, являющуюся составной частью руководства по производству полетов, а также необходимые инструкции и технологии для персонала эксплуатанта в части обеспечения авиационной безопасности.

36. Заявитель (эксплуатант) организует подготовку авиационного персонала по авиационной безопасности в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

37. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает ознакомление персонала с мерами авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей и организует выполнение программы обеспечения авиационной безопасности.

38. Эксплуатант обеспечивает соблюдение требований экологической безопасности и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации и техническом обслуживании воздушных судов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксплуатант имеет необходимые нормативные акты по экологической безопасности, разрабатывает и осуществляет организационные и технические мероприятия по соблюдению их требований.

 

III. СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ

 

39. Эксплуатант организует летную работу в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

40. Летная служба эксплуатанта должна соответствовать условиям безопасного выполнения полетов и осуществлять:

организацию безопасного выполнения полетов воздушных судов эксплуатанта;

организацию и выполнение подготовки, переподготовки, поддержание и повышение профессионального уровня летного и руководящего персонала службы и допуск летного состава (включая бортоператоров и бортпроводников) к полетам;

организацию квалификационных проверок летного состава;

организацию аэронавигационного обеспечения;

организацию летно-методической работы;

планирование летной работы с учетом нормирования рабочего времени и времени отдыха летного состава;

формирование экипажей воздушных судов;

соблюдение установленных правил и процедур допуска к полетам членов экипажей воздушных судов;

проведение предварительной и предполетной подготовки экипажей;

систематический контроль и анализ деятельности экипажей воздушных судов;

анализ состояния безопасности полетов;

анализ материалов полетной информации;

профилактические мероприятия по предупреждению авиационных происшествий;

организацию взаимодействия со службами обеспечения полетов;

актуализацию нормативных актов и других документов, регламентирующих летную деятельность;

ведение летно-штабной документации и делопроизводства.

41. Квалификационные требования к летному составу определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.

Должностные инструкции руководящего и летного персонала приводятся в руководстве по производству полетов.

42. Эксплуатант, использующий воздушные суда для коммерческих пассажирских перевозок, принимает на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации бортпроводников, если их наличие в составе экипажа установлено требованиями руководства по летной эксплуатации данного типа воздушных судов.

Требования к профессиональной подготовке бортпроводников определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации. Должностные инструкции бортпроводников приводятся в руководстве по производству полетов.

43. Эксплуатант осуществляет перевозку пассажиров только при наличии бортпроводников на борту воздушного судна в количестве, не менее установленного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна.

44. Эксплуатант, использующий воздушные суда для коммерческих грузовых перевозок и/или авиационных работ, принимает на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации бортоператоров, если их наличие в составе экипажа установлено требованиями руководства по летной эксплуатации данного типа воздушных судов.

Требования к профессиональной подготовке бортоператоров определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации. Должностные инструкции бортоператоров приводятся в руководстве по производству полетов.

45. Эксплуатант осуществляет перевозку грузов только при наличии бортоператоров на борту воздушного судна в количестве, не менее установленного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна.

46. При выполнении полета не допускается одновременное выполнение функций бортпроводников и бортоператоров. Не допускается выполнять функции бортоператоров воздушных судов инженерно-техническому персоналу, обслуживающему воздушные суда.

47. Нормы рабочего времени и времени отдыха летного экипажа определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы рабочего времени и времени отдыха членов летных экипажей.

48. Режимы рабочего времени и времени отдыха членов экипажа, а также процедуры контроля соблюдения режима труда и отдыха летного состава и бортпроводников устанавливаются эксплуатантом в соответствии с законодательством Российской Федерации и являются составной частью руководства по производству полетов.

49. Соответствующие положения об организации перевозки опасных грузов разрабатываются заявителем (эксплуатантом) и являются составной частью руководства по производству полетов.

50. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает экипажи штурманским снаряжением, действующими документами аэронавигационной информации, включая сборники аэронавигационной информации (AIP), полетные и бортовые карты, бюллетени предполетной информации или НОТАМ (извещение для пилотов об изменениях в аэронавигационном оборудовании, обслуживании, процедурах, о возможных опасностях в полете и т.п.), предварительные навигационные расчеты и эксплуатационные минимумы для взлета и посадки воздушных судов и другие материалы, необходимые для подготовки и выполнения полетов на заявленные для полетов аэродромы.

51. При использовании пилотажно-навигационных комплексов и навигационных систем, имеющих бортовую базу аэронавигационных данных, эксплуатант обеспечивает их своевременную замену (обновление), а также разрабатывает процедуры, обеспечивающие актуальность документов аэронавигационной информации и аэронавигационных данных, используемых для выполнения полета. Указанные процедуры описываются в руководстве по производству полетов.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

52. Эксплуатант организует техническое обслуживание и ремонт эксплуатируемых воздушных судов.

Эксплуатант выполняет оперативное техническое обслуживание эксплуатируемых воздушных судов российской регистрации собственными подразделениями на основании сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, выданного эксплуатанту в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники" (ФАП-145), утвержденными Приказом Федеральной авиационной службы России от 19 февраля 1999 г. N41 (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 1999 г., регистрационный N1871), или на основании договоров с сертифицированными в соответствии с ФАП-145 организациями в местах выполнения оперативного технического обслуживания воздушных судов эксплуатанта.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N154)

Эксплуатант выполняет периодическое техническое обслуживание и ремонт воздушных судов собственными подразделениями при наличии сертификата организации по ТОиР AT, выданного эксплуатанту в соответствии с ФАП-145, либо на основании договоров с сертифицированными по ФАП-145 организациями.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N154)

При выполнении работ по техническому обслуживанию воздушного судна эксплуатанта на основании договора система качества эксплуатанта должна обеспечить контроль выполненных работ.

Эксплуатант обеспечивает выполнение оперативного и периодического технического обслуживания эксплуатируемых воздушных судов, зарегистрированных в иностранном государстве, в соответствии с требованиями государства регистрации.

(абзац введен Приказом Минтранса РФ от 23.12.2005 N154)

53. Эксплуатант может выполнять полеты на воздушном судне, если оно прошло необходимое техническое обслуживание и ремонт и его годность к эксплуатации документально подтверждена сертифицированной по ФАП-145 организацией по ТОиР AT.

54. Инженерно-авиационная служба эксплуатанта:

абзац исключен. - Приказ Минтранса РФ от 23.12.2005 N154;

организует техническое обслуживание, доработку и ремонт авиационной техники, включая выполнение директив по поддержанию летной годности воздушных судов;

ведет учет ресурсного и технического состояния авиационной техники;

выполняет планирование технического обслуживания и ремонта авиационной техники;

осуществляет контроль полноты и качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;

ведет учет выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;

осуществляет ведение и обеспечение сохранности эксплуатационной документации, включая пономерную и судовую документацию;

обеспечивает выполнение работ по оценке оформления пономерной документации;

выполняет сбор, учет и обработку данных об отказах и неисправностях авиационной техники;

обеспечивает исследование отказавших объектов авиационной техники;

обеспечивает обработку и анализ полетной информации;

ведет рекламационно-претензионную работу;

обеспечивает поддержание и повышение профессионального уровня персонала инженерно-авиационной службы.

Инженерно-авиационная служба эксплуатанта располагает необходимой нормативной и эксплуатационно-технической документацией по техническому обслуживанию и поддержанию летной годности воздушных судов.

55. Руководство по организации технического обслуживания является документом, определяющим организацию эксплуатантом технического обслуживания и ремонта эксплуатируемых воздушных судов.

Руководство должно содержать:

организационную структуру инженерно-авиационной службы эксплуатанта (ИАС);

трудовые (должностные) обязанности инженерно-технического персонала ИАС;

описание схем взаимодействия ИАС со службами и подразделениями эксплуатанта, со сторонними организациями и контролирующими органами;

программу технического обслуживания и ремонта по типам воздушных судов и методы их выполнения;

описание процедур управления техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов, включая:

учет наработки;

определение работ по техническому обслуживанию и ремонту;

передачу воздушного судна сертифицированным по ФАП-145 организациям для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту;

приемку воздушного судна после выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту;

организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушного судна в соответствии с правилами технического обслуживания, в том числе организацию замены компонентов воздушного судна по выработке ресурсов и сроков службы, организацию выполнения доработок (модернизацию) конструкции планера и систем воздушного судна для обеспечения отработки ресурсов и сроков службы, учет и анализ отказов и неисправностей с разработкой предупреждающих действий, оценку показателей надежности и опыта эксплуатации, организацию обработки и анализа полетной информации, оценку соблюдения правил технического обслуживания воздушного судна, выполнение директив по поддержанию летной годности по срокам и наработке;

процедуры системы качества в области технического обслуживания и ремонта воздушных судов эксплуатанта.

56. Обработка и анализ полетной информации могут осуществляться соответствующими подразделениями эксплуатанта при наличии свидетельства на право проведения соответствующих работ или сертифицированными организациями на основании договоров.

57. При выполнении обработки и анализа полетной информации по договору в руководстве по организации технического обслуживания эксплуатанта определяются порядок и процедуры взаимодействия соответствующих служб эксплуатанта и организации, выполняющей указанные работы.

58. При выполнении международных полетов и авиационных работ за рубежом эксплуатант обеспечивает в аэропорту временного базирования наличие аттестованного персонала и специального оборудования для расшифровки и анализа записей бортовых средств сбора полетной информации.

59. Эксплуатант обеспечивает ведение, использование и хранение бортовых технических журналов, пономерной и производственно-контрольной документации.

60. Эксплуатант обеспечивает учет наработки и внесение суммарной наработки в пономерную документацию:

формуляры воздушных судов и авиационных маршевых двигателей не реже чем при каждом периодическом техническом обслуживании;

формуляры, паспорта и этикетки компонентов при их снятии с воздушного судна.

61. Эксплуатант обеспечивает хранение формуляров, паспортов и этикеток воздушных судов и компонентов в течение двенадцати месяцев с момента прекращения эксплуатации воздушного судна или его компонента.

62. Эксплуатант обеспечивает хранение производственно-контрольной документации:

по оперативному техническому обслуживанию - в течение двадцати четырех месяцев;

по периодическому техническому обслуживанию, лабораторным проверкам и текущему ремонту - в течение межремонтного ресурса воздушного судна (для воздушных судов, межремонтный ресурс которых не определен, - в пределах максимальной периодичности технического обслуживания);

по ремонту воздушных судов и авиационных маршевых двигателей - в течение назначенного ресурса и срока службы (до списания).

63. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает предоставление информации о техническом состоянии и об особенностях эксплуатации воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов специально уполномоченному органу в области гражданской авиации.

 

V. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

64. Заявители проходят предварительный этап сертификации, основанием для проведения которого является подача заявления о намерении получить сертификат эксплуатанта (далее - заявление).

65. Заявление - документ, в котором заявитель подтверждает обоснованность своих намерений пройти процедуры обязательной сертификации.

Заявление составляется в произвольной форме. К нему прилагаются (в нем приводятся):

наименование, место нахождения и почтовый адрес заявителя, сведения о руководстве и банковские реквизиты заявителя;

документы, подтверждающие полномочия руководителей;

выписки из учредительных документов о видах деятельности заявителя;

сведения об учредителях (для учредителей юридических лиц - наименование и место нахождения);

сведения о государственной регистрации;

предполагаемые условия эксплуатации воздушных судов, место базирования, географические зоны эксплуатации;

типы воздушных судов, предполагаемые основания для их использования (владение на праве собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения, аренда);

копия бухгалтерского баланса за последний отчетный период с оригинальной отметкой (штампом) налогового органа (налоговой инспекции) о принятии;

бизнес-план.

Заявление подписывается руководителем заявителя.

66. Заявление подается в орган по сертификации, который рассматривает его и выносит заключение в течение десяти рабочих дней со дня его поступления в орган по сертификации.

Для рассмотрения заявления орган по сертификации назначает эксперта.

К рассмотрению заявления и документации, представленной заявителем, и составлению заключения по заявлению решением органа по сертификации могут привлекаться центры по сертификации.

67. При отрицательном заключении по заявлению орган по сертификации направляет заявителю обоснованный отказ в проведении сертификации.

68. При положительном заключении назначенный эксперт приглашает представителя заявителя на предварительное собеседование.

69. Целью предварительного собеседования является подготовка заявителя к проведению сертификации, доведение до него соответствующих рекомендаций и предварительное планирование этапов сертификации.

70. Назначенный эксперт знакомит заявителя со всеми необходимыми информационными и методическими материалами и инструкциями по подготовке пакета документов, необходимых для прохождения обязательной сертификации.

71. Заявка на сертификацию (приложение N 3 к настоящим Правилам) подается в орган по сертификации не позднее чем за три месяца до планируемого срока начала полетов.

72. Заявка на продление срока действия сертификата эксплуатанта подается в орган по сертификации не позднее чем за два месяца до окончания срока действия сертификата эксплуатанта.

73. Заявка на внесение изменений в условия эксплуатации, предусматривающая:

освоение эксплуатантом новых типов воздушных судов;

выполнение международных полетов;

изменение аэропорта базирования;

аренду воздушных судов иностранной регистрации, подается в орган по сертификации не позднее чем за два месяца до планируемого срока начала полетов в новых эксплуатационных условиях. К   заявке прилагаются изменения и дополнения в действующий бизнес-план эксплуатанта.

В остальных случаях заявки на внесение изменений в условия эксплуатации подаются не позднее чем за пять рабочих дней до планируемого срока начала полетов в новых эксплуатационных условиях.

74. Заявка на внесение в сертификат эксплуатанта воздушного судна, арендованного без экипажа у другого эксплуатанта, принимается к рассмотрению органом по сертификации только с заявкой об исключении этого воздушного судна из эксплуатационных спецификаций арендодателя.

75. Проведение экспертизы заявки и необходимой документации орган по сертификации поручает центру по сертификации.

76. Результатом экспертизы необходимой документации и основных данных заявки являются заключение о соответствии (несоответствии) представленной документации сертификационным требованиям и требованиям законодательства Российской Федерации, которое утверждается руководителем органа по сертификации, а также решение о проведении инспекционной проверки заявителя.

77. Результатом экспертизы необходимой документации и основных данных заявки на внесение изменений в условия эксплуатации, не требующих подготовки заключения по экспертизе и проведения инспекционной проверки заявителя, является переоформление соответствующих эксплуатационных спецификаций.

78. Инспекционная проверка заявителя организуется органом по сертификации. По поручению органа по сертификации инспекционную проверку проводит центр по сертификации.

Инспекционные проверки проводятся по программам, утверждаемым органом по сертификации.

79. Инспекционная проверка эксплуатанта организуется при изменении условий эксплуатации воздушных судов, связанных с освоением нового типа воздушного судна, международных полетов или изменением аэропортов базирования.

Инспекционная проверка, связанная с продлением срока действия сертификата эксплуатанта или внесением изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, может быть совмещена с плановым инспекционным контролем.

80. Проверка на маршруте в ходе инспекционной проверки перед получением сертификата эксплуатанта или при освоении нового типа воздушного судна проводится в некоммерческом полете в соответствии с правилами, установленными в области гражданской авиации.

81. Результаты инспекционной проверки оформляются актом, в котором излагаются выводы:

о соответствии представленных заявителем основных данных заявки его реальным производственным возможностям и условиям эксплуатации воздушных судов;

о соблюдении заявителем сертификационных требований, указанных в необходимой документации, прилагаемой к заявке.

Акт утверждается руководителем органа по сертификации.

82. Акт инспекционной проверки оформляется на основании контрольных карт, заполненных экспертами по формам установленного образца.

83. Органом по сертификации могут проводиться внеплановые инспекционные проверки.

Основаниями для проведения внеплановой инспекционной проверки являются ухудшение состояния безопасности полетов, ухудшение основных финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N154)

Возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью могут служить основанием для проведения внеплановой инспекционной проверки эксплуатанта.

84. Центром по сертификации составляется комплексное заключение по сертификации заявителя (эксплуатанта), которое утверждается руководителем органа по сертификации.

85. Орган по сертификации принимает решение и оформляет сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации на основании комплексного заключения по сертификации заявителя (эксплуатанта).

86. Порядок заполнения сертификата эксплуатанта и эксплуатационных спецификаций определяется органом по сертификации.

87. Сертификат эксплуатанта вступает в силу с даты его регистрации в Государственном реестре ССГА.

88. При невозможности завершить процедуры сертификации в установленные сроки при продлении срока действия сертификата эксплуатанта орган по сертификации при наличии акта инспекционной проверки может продлить действие сертификата эксплуатанта на срок до одного месяца.

89. При принятии решения о несоответствии заявителя (эксплуатанта) сертификационным требованиям сертификат эксплуатанта заявителю (эксплуатанту) не выдается (не продлевается). Решение органа по сертификации с указанием причин отказа направляется заявителю не позднее чем через три дня после регистрации решения органом по сертификации.

90. В случае отказа в сертификации, а также возникновения спорных вопросов заявитель может подать апелляцию (жалобу) в Центральный орган ССГА, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации либо обжаловать соответствующее решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

VI. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПЛУАТАНТА. ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ В ДЕЙСТВИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ, АННУЛИРОВАНИЕ СЕРТИФИКАТА ЭКСПЛУАТАНТА

 

91. Инспекционный контроль осуществляется для подтверждения способности эксплуатанта безопасного и качественного выполнения авиаперевозок и/или авиационных работ в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, и условиями, указанными в его эксплуатационных спецификациях.

92. Проведение инспекционного контроля осуществляется экспертами органа по сертификации, инспекторами государственных инспекторских органов гражданской авиации, а также экспертами центров по сертификации.

Права и ответственность инспекторов государственных инспекторских органов гражданской авиации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N1131 "Об утверждении Положения о правах и ответственности государственных инспекторов Федеральной авиационной службы России по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации".

93. Эксплуатанты обеспечивают необходимые условия для проведения инспекционного контроля объектов и воздушных судов, эксплуатируемых в соответствии с сертификатом эксплуатанта.

94. Настоящими Правилами устанавливаются следующие виды инспекционного контроля:

инспекционный контроль на перроне;

инспекционный контроль на маршруте (в полете);

инспекционный контроль пассажирских (грузовых) салонов и работы бортпроводников (бортоператоров);

инспекционный контроль базовых объектов (включая структурные подразделения эксплуатанта в аэропортах временного базирования, в том числе на территории иностранных государств).

Инспекционный контроль нескольких видов может быть объединен в комплексную инспекционную проверку.

95. Результаты инспекционного контроля оформляются в соответствующих контрольных картах. Инспекционный контроль базовых объектов оформляется актом, который утверждается руководителем органа по сертификации.

96. Инспекционный контроль эксплуатантов осуществляется не реже:

инспекционный контроль на перроне - одного раза в три месяца;

инспекционный контроль на маршруте (в полете) - одного раза в три месяца;

инспекционный контроль пассажирских (грузовых) салонов и работы бортпроводников (бортоператоров) - одного раза в три месяца;

инспекционный контроль базовых объектов - одного раза в шесть месяцев (может совмещаться с оценкой подготовки эксплуатанта к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации);

инспекционный контроль базовых объектов в аэропортах временного базирования за рубежом - одного раза в шесть месяцев.

97. Периодичность инспекционного контроля может быть увеличена по решению органа по сертификации, но не более чем в два раза.

98. Инспекционный контроль на перроне проводится в пунктах отправления, прибытия, а также в промежуточных аэропортах посадки воздушных судов.

Инспекционный контроль на перроне может производиться без предварительного уведомления эксплуатанта и представляет собой выборочный контроль наличия на борту воздушного судна и у членов экипажа необходимой документации, контроль состояния воздушного судна и процедур наземного обслуживания (загрузки, заправки, расчета массы, центровки и т.п.).

99. Инспекционный контроль на маршруте проводится в ходе выполнения полетов эксплуатанта. Специалисты (эксперты ССГА), выполняющие инспекционный контроль в полете, должны иметь соответствующую подготовку и задание на проведение проверки, выданное органом по сертификации.

Эксперт центра по сертификации для выполнения инспекционной проверки в полете должен иметь квалификацию инструктора на данном типе воздушного судна и задание на проверку, выданное органом по сертификации.

100. При проведении инспекционного контроля на маршруте оцениваются действия экипажа воздушного судна перед вылетом, в полете и после посадки.

Все проверки на маршруте проводятся таким образом, чтобы действия инспектора не вызывали затруднений при выполнении экипажем функциональных обязанностей в полете. Опрос членов экипажа с целью проверки знаний в процессе подготовки и выполнения полета не допускается.

101. При проведении инспекционного контроля пассажирского (грузового) салона и работы бортпроводников (бортоператоров) оцениваются состояние оборудования салона (аварийно-спасательное оборудование, кресла, табло, бортовая кухня и т.д.), уровень подготовки и действия бортпроводников (бортоператоров), их знания по действиям в аварийной обстановке.

102. Инспекционный контроль базовых объектов может проводиться в центральном офисе и на основной базе производства полетов эксплуатанта, а также на других объектах структурных подразделений эксплуатанта, непосредственно связанных с производством и обеспечением полетов, обслуживанием воздушных судов.

В ходе проведения инспекционного контроля могут проверяться:

изменения в организационной структуре эксплуатанта;

укомплектованность структурных подразделений и соответствие квалификационным требованиям руководящего и авиационного персонала эксплуатанта, непосредственно связанного с обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности;

внесение изменений в документы, содержащие сведения об установленных и принятых к исполнению эксплуатантом правилах, процедурах и нормах по производству и обеспечению полетов, обслуживанию воздушных судов, организации воздушных перевозок и/или авиационных работ и их исполнении персоналом;

состояние зданий, сооружений, ангаров, рабочих и административных помещений и их оборудования;

организация летной работы;

состояние воздушных судов и судовая документация;

организация воздушных перевозок и/или авиационных работ;

организация обеспечения безопасности полетов;

организация обеспечения авиационной безопасности;

организация охраны труда;

документация по страхованию.

103. Планирование инспекционного контроля осуществляется органом по сертификации один раз в год.

104. Инспектор (председатель комиссии) информирует эксплуатанта обо всех выявленных в ходе проведения инспекционного контроля нарушениях и принятых инспектором (председателем комиссии) решениях.

105. При положительных результатах инспекционного контроля и соблюдении сроков его проведения, предусмотренных пунктом 97 настоящих Правил, инспекционная проверка для продления срока действия сертификата эксплуатанта по решению органа по сертификации может не проводиться.

106. Орган по сертификации может ввести ограничения в действие, приостановить действие сертификата эксплуатанта или аннулировать сертификат эксплуатанта.

107. Основаниями для введения ограничений в действие, приостановления действия или аннулирования сертификата эксплуатанта могут являться:

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом правил производства и обеспечения полетов, влияющие на безопасность полетов и авиационную безопасность, например:

а) выполнение полетов на неисправном воздушном судне, с недействительным сертификатом летной годности или без судовых документов. Эксплуатация воздушных судов, двигателей или их агрегатов сверх установленных ресурсов и сроков службы;

б) выполнение полетов на воздушном судне, не разрешенном к эксплуатации в соответствии с ограничениями, предусмотренными частью "В" эксплуатационных спецификаций;

в) допуск к выполнению полетов или обслуживанию авиационной техники лиц из числа авиационного персонала, не имеющих специальной подготовки и/или соответствующего сертификата (свидетельства);

г) нарушение эксплуатантом установленных норм налета, рабочего времени и времени отдыха летных экипажей;

д) выполнение полета с неполным составом летного экипажа в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного Руководством по летной эксплуатации воздушного судна;

е) невыполнение требований и норм по сбору, обработке и анализу полетной информации;

ж) нарушение правил организации, обеспечения и производства полетов, приведшее к авиационному происшествию;

з) нарушение установленных обязательных требований, в том числе порядка поддержания и повышения квалификации членов летного и кабинного экипажей воздушных судов;

и) сокрытие событий, угрожающих безопасности полетов и подлежащих служебному расследованию в соответствии с установленным порядком;

к) внесение изменений в конструкцию воздушных судов, снижающих уровень авиационной безопасности;

л) перевозка пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов, не прошедших предполетный досмотр;

м) нарушение установленного порядка перевозки оружия, сданного пассажирами на временное хранение на период полета;

н) нарушение эксплуатационных ограничений по перевозке пассажиров, багажа или грузов. Сверхнормативная загрузка грузовой или пассажирской кабины воздушного судна;

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом сертификационных требований, действующих в гражданской авиации Российской Федерации;

выявленные факты нарушения (несоблюдения) эксплуатантом установленных сертификатом эксплуатанта и эксплуатационными спецификациями условий эксплуатации и обеспечения полетов воздушных судов;

невыполнение эксплуатантом указаний органа по сертификации, данных в пределах его компетенции, по устранению в установленный срок выявленных инспекционной проверкой недостатков, угрожающих безопасности полетов или авиационной безопасности;

ухудшение основных производственных и финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта, влияющих на безопасность полетов и права потребителей, в том числе задолженность в Пенсионный фонд Российской Федерации по начислению страховых взносов сверх ставки единого социального налога (взноса), предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", а также задолженность по уплате сборов за аэронавигационное обслуживание;

прекращение действия условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, содержащихся в основных данных и необходимой документации заявки на сертификацию, на основании которых были выданы сертификат эксплуатанта и эксплуатационные спецификации (расторжение или окончание сроков действия договоров аренды воздушных судов, договоров на техническое обслуживание воздушных судов, договоров на обеспечение полетов, окончание действия сертификатов летной годности воздушных судов);

отсутствие у эксплуатанта во владении на любых законных основаниях исправных воздушных судов;

письменное заявление эксплуатанта.

Возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью, отсутствие реальных перспектив восстановления платежеспособности организации либо отсутствие положительных результатов в ходе реализации бизнес-плана восстановления платежеспособности могут служить основанием для введения ограничения действия сертификата эксплуатанта.

Основанием для приостановления действия сертификата эксплуатанта является факт авиационного происшествия, инцидента или производственного происшествия с воздушным судном эксплуатанта.

По истечении трех месяцев приостановления действия сертификат эксплуатанта подлежит аннулированию.

108. Перед принятием решения о введении ограничений в действие, приостановлении действия или аннулировании сертификата эксплуатанта орган по сертификации вправе провести внеплановую инспекционную проверку эксплуатанта.

109. До принятия соответствующего решения орган по сертификации вправе предупредить эксплуатанта о необходимости в течение определенного срока устранить выявленные нарушения и потребовать отчет о выполненной по данному предупреждению работе.

110. Решение о введении ограничений в действие, приостановлении действия или аннулировании сертификата эксплуатанта принимается органом по сертификации на основании акта проверки эксплуатанта специально уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом, акта инспекционной проверки или заключения, составленного органом по сертификации.

111. Решение о приостановлении действия или аннулировании сертификата эксплуатанта вступает в силу с даты его регистрации в Государственном реестре ССГА.

112. При принятии решения о введении ограничений в действие сертификата эксплуатанта, требующих переоформления эксплуатационных спецификаций, вместе с копией соответствующего решения эксплуатанту выдаются новые эксплуатационные спецификации взамен утративших силу.

Отмена введенных ограничений осуществляется в соответствии с предусмотренной настоящими Правилами процедурой внесения изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов после подачи эксплуатантом соответствующей заявки и отчета об устранении недостатков, повлекших за собой введение ограничений.

113. При отсутствии у эксплуатанта исправных воздушных судов одного из эксплуатируемых типов воздушных судов в течение более трех месяцев этот тип воздушного судна исключается из сертификата эксплуатанта.

Внесение исключенного из сертификата эксплуатанта типа воздушного судна осуществляется по процедуре внесения нового типа воздушного судна.

114. При принятии решения о приостановлении действия сертификата эксплуатант возвращает его в орган по сертификации в десятидневный срок с момента регистрации решения в Государственном реестре ССГА и получает копию соответствующего заключения. В противном случае сертификат эксплуатанта аннулируется.

Возобновление действия сертификата эксплуатанта, приостановленного на срок более одного месяца, но не более трех месяцев, осуществляется по процедуре продления срока его действия после подачи эксплуатантом соответствующей заявки и представления отчета об устранении недостатков.

Возобновление действия сертификата эксплуатанта, приостановленного на срок до одного месяца, осуществляется в соответствии с предусмотренной настоящими Правилами процедурой внесения изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов после подачи эксплуатантом соответствующей заявки и представления отчета об устранении недостатков.

115. Аннулированный сертификат эксплуатанта не восстанавливается.

116. Эксплуатант вправе в установленном порядке подать жалобу на решение органа по сертификации о введении ограничений в действие, приостановлении действия или аннулировании сертификата эксплуатанта в Центральный орган ССГА, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации либо обжаловать соответствующее решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

VII. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

117. Информационная система "Воздушный транспорт Российской Федерации" (ИСВТ) - распределенная компьютерная система, предназначенная для обеспечения информационной поддержки процедур сертификации и инспектирования эксплуатантов.

Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации является администратором центральной информационной базы ИСВТ.

Орган по сертификации отвечает за:

полноту, актуальность и целостность данных по эксплуатантам;

установление прав доступа к информации ИСВТ в зависимости от категории пользователя и с учетом степени конфиденциальности информации.

118. Пользователями ИСВТ являются орган по сертификации, территориальные органы специально уполномоченного органа в области гражданской авиации (далее - территориальные органы), эксплуатанты, центры по сертификации и организации гражданской авиации, осуществляющие планирование воздушного движения, обеспечение полетов, обслуживание воздушных судов и выдачу разрешений на выполнение полетов (далее - организации по планированию и обеспечению полетов).

119. ИСВТ предназначена для обеспечения информационной поддержки процедур сертификации эксплуатантов, включая:

1) составление заявки на сертификацию, продление срока действия сертификата эксплуатанта, внесение изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов;

2) подготовку и печать эксплуатационных спецификаций;

3) ввод, хранение и обработку информации по следующим основным разделам:

основные данные по эксплуатантам и воздушным судам в объеме разделов заявки и эксплуатационных спецификаций каждого эксплуатанта;

каталоги необходимой документации;

сведения о прохождении инспекционного контроля;

архивные данные по сертификации эксплуатантов и истории эксплуатации воздушных судов;

перечни организаций, выполняющих работы по обеспечению полетов, обслуживанию воздушных судов по договорам с эксплуатантами;

4) контроль полноты и непротиворечивости данных по эксплуатантам и воздушным судам в соответствии с требованиями настоящих Правил;

5) контроль соблюдения сроков:

действия сертификатов эксплуатанта;

проведения инспекционного контроля;

действия документов, отраженных в разделах заявки, и эксплуатационных спецификаций каждого эксплуатанта, имеющих ограниченный срок действия;

6) проведение аналитических исследований по направлениям, связанным с сертификацией эксплуатантов, состоянием и использованием парка гражданских воздушных судов, и др.

120. Технология работы с ИСВТ предусматривает пять уровней (режимов) доступа к системе:

уровень органа по сертификации;

уровень территориальных органов;

уровень центров по сертификации;

уровень эксплуатантов;

уровень организаций по планированию и обеспечению полетов и иных организаций.

На каждом уровне предусматривается особый порядок доступа к ИСВТ с соответствующими данному уровню правами по вводу и контролю информации.

Орган по сертификации обладает всеми правами коррекции данных центральной информационной базы ИСВТ на основании данных заявок, поступивших от эксплуатантов, а также на основании решений, принимаемых по сертификации.

Уровень органа по сертификации обеспечивает:

контроль переданной и утвержденной территориальными органами, равно как и переданной непосредственно эксплуатантами, информации на полноту и непротиворечивость, в том числе и в отношении информации по другим эксплуатантам;

ввод информации по сертификации эксплуатантов и информации каталога необходимой документации в центральную информационную базу ИСВТ;

коррекцию представленной эксплуатантом информации, распечатку эксплуатационных спецификаций, основных данных и каталога необходимой документации;

подготовку информации по утвержденным изменениям центральной информационной базы ИСВТ для передачи другим пользователям ИСВТ;

ввод, хранение, использование в информационно-справочном режиме и рассылку другим пользователям ИСВТ нормативных, методических и справочных материалов по процедурам сертификации эксплуатантов;

учет и контроль выдачи сертификатов эксплуатанта и возврата сертификатов эксплуатанта с истекшим сроком действия;

текущий ежеквартальный контроль за своевременностью и полнотой предоставления информации о техническом состоянии (наработка, параметры и т.п.) воздушных судов, авиадвигателей и воздушных винтов, осуществляемый с помощью ИСВТ структурным подразделением специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, на который возложены функции контроля за поддержанием летной годности авиатехники.

121. Доступ к центральной информационной базе ИСВТ предоставляется территориальным органам в объеме и режимах, определенных органом по сертификации.

122. Доступ к центральной информационной базе ИСВТ предоставляется центрам по сертификации в объеме и режимах, определенных органом по сертификации с учетом области аккредитации центра по сертификации и степени конфиденциальности информации ИСВТ.

123. Эксплуатанты осуществляют ввод информации в ИСВТ при составлении заявки на получение, продление срока действия сертификата эксплуатанта, внесение изменений в условия эксплуатации и обеспечения полетов воздушных судов.

124. Уровень эксплуатантов обеспечивает:

ввод и хранение информации по разделам заявки и каталогу прилагаемой необходимой документации в диалоговом режиме;

проверку полноты введенной информации;

распечатку основных данных по разделам заявки;

распечатку бланков эксплуатационных спецификаций;

пересылку в закодированном виде базы данных заявки в орган по сертификации по телекоммуникационным каналам связи.

125. Эксплуатанты имеют право доступа (исключая режим редакции информации) к разделам центральной информационной базы ИСВТ, содержащим перечни организаций по обеспечению полетов и обслуживанию воздушных судов.

126. Эксплуатант имеет право получить доступ (исключая режим редакции информации) к центральной информационной базе ИСВТ по эксплуатантам и воздушным судам в объеме и режимах, определенных органом по сертификации с учетом степени конфиденциальности сводной информации ИСВТ.

127. При наличии средств телекоммуникационного обмена информацией между эксплуатантом и органом по сертификации допускается согласование установленного перечня изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов в электронном виде в формате данных ИСВТ.

Перечень изменений в условия эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, согласование которых допускается в электронном виде, утверждается органом по сертификации.

128. Организации по планированию и обеспечению полетов, другие сторонние организации могут получить право доступа к центральной информационной базе ИСВТ исключительно в режимах просмотра и анализа информации.

129. Доступ к центральной информационной базе ИСВТ предоставляется организациям по планированию и обеспечению полетов и иным организациям в объеме, определенном органом по сертификации с учетом производственных задач каждой конкретной организации и степени конфиденциальности информации ИСВТ.